Ресин: расширение Москвы — эпохальное решение

Ресин: расширение Москвы - эпохальное решение

За несколько дней до Дня строителя в нашу редакцию традиционно пожаловал первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. На встречу с высоким руководителем пришли не только журналисты газеты, пишущие об архитектуре, но и члены редколлегии. Поэтому интервью получилось коллективным. Начали разговор, конечно, с насущного — увеличения границ российской столицы.

Владимир Иосифович, расширение Москвы — это, конечно, мегасобытие. Но если одни люди считают, что увеличить границы нужно было давно, то другие выступают против. Какого мнения придерживаетесь вы?

— Мое мнение — это эпохальное решение. Москва по плотности населения среди мегаполисов занимает одно из первых мест в мире, и уплотнять ее дальше уже невозможно. Только за последние 20 лет построили 90 млн. кв. м жилья — это притом что жилищный фонд всей Москвы немногим больше 200 млн. кв. Спрос был огромный, жить было негде, и было такое настроение: больше строить, больше! Сейчас спрос по-прежнему есть, но строить практически негде, все охватили. И город стал задыхаться в пробках.

Москва слишком централизована: каждый день миллионы людей устремляются на работу в центр. Это создает огромную нагрузку на дороги, на общественный транспорт. И выход здесь один: организовать в городе несколько центров активности, разнести их по разным точкам. Расширение границ как раз и дает нам такую возможность.

А если просто вывести из города большинство правительственных учреждений? Построить в области бизнес-центры?

— Это не решит проблему, а просто перенесет ее в другое место: вместо пробок в сторону Кремля у нас будут многокилометровые пробки в область. Суть именно расширения границ Москвы как раз в том, что будет создаваться полноценный город: с комфортным жильем, социальной и транспортной инфраструктурой, местами отдыха и, конечно, с местами приложения труда. И люди смогут выбирать, где им хочется жить и работать, ведь из центра «старой» Москвы тоже не все офисы переедут.

Почему же раньше не приняли решение о расширении?

— Вопрос о расширении столицы стоял с середины прошлого века, потому что она стала задыхаться. Решения принимались, но они были половинчатыми. Сначала ограничили столицу Московской кольцевой дорогой. Потом прирезали территории за МКАД. И вот сейчас присоединят к Москве 144 тыс. гектаров земли, территория увеличится в 2,35 раза! Для такого решения нужно не только понимание его необходимости, но и политическая воля. В данном случае воля президента Дмитрия Анатольевича Медведева и умение мэра Сергея Семеновича Собянина договариваться. Благодаря этому наконец-то есть возможность переработать существующий генплан Москвы и сделать его настоящим генеральным планом развития города. Новая Москва будет строиться с учетом завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Я завидую поколению москвичей, которые будут жить в комфортных условиях, и рад за строителей, которые получат такой колоссальный фронт работы.

Кто поедет жить и работать на новые территории?

— Планируется, что туда будут выведены государственные, административные учреждения. Я не могу говорить за правительство России и аппарат президента, но думаю, большинство федеральных ведомств переедут. Я знаю, что многие заместители председателя правительства, министры выразили желание переехать со своими ведомствами на новые земли. Причем министерства видные, в том числе Минфин.

Уже есть прикидки, где какие здания будут стоять?

— Работа только началась. Пока определены лишь границы новой территории. Сначала к работе приступят проектные организации. Надо все спланировать по уму, где что целесообразнее строить. Что касается жилья, то строить его надо лишь столько, чтобы все жители были обеспечены работой и им не приходилось ездить на работу на другой конец города.

А сколько, по-вашему, уйдет лет на то, чтобы застроить эти территории? И какой будет эта застройка?

— Я думаю, что если говорить об освоении всех новых территорий, то это займет десятилетия. Здесь торопливость не нужна, главное — все продумать. Сначала обеспечить инфраструктуру, транспорт. Все должно быть сделано сбалансированно, как единая концепция. И пока архитекторы и проектировщики свою работу не сделают, ничего строить нельзя. Считаю, что Куркино — хороший пример, как надо строить на новых территориях, чтобы и зелени было много, и ландшафт был сохранен, и дома преимущественно малоэтажные.

Экономисты просчитывали предполагаемые затраты?

— Сейчас целые институты смотрят и считают: какой объем жилья нужен, сколько дорог, больниц, магазинов, детских садов, гостиниц и т. д. Какие затраты? Думаю, проблем с финансированием не будет. Бюджетные деньги пойдут в первую очередь на инфраструктуру, а все остальное — инвестиции и другие источники. Вот, скажем, будут переезжать городские или федеральные структуры — они освободят здания в центре, которые стоят хороших денег, и уже есть желающие приобрести их. За эти деньги на новом месте вполне можно построить что нужно.

Почему решили расширять Москву именно на юго-запад?

— Мэр Москвы С. Собянин вместе с губернатором Московской области Б. Громовым детально смотрели различные участки. На других направлениях слишком много крупных городов, например, Одинцово, Мытищи, Люберцы, Балашиха. Это довольно большие города, со своей сложившейся застройкой, инфраструктурой, а значит, их пришлось бы либо перекраивать, нарушать привычный уклад жителей, либо они так и остались бы бутылочными горлышками, местами пробок и толчеи. Юго-западное направление — самое оптимальное с этой точки зрения, там много воздуха, свободных территорий. Я скажу, это очень удачный вариант.

При этом принципиальная позиция правительства Москвы такова: освоение земель должно максимально учитывать мнение жителей — как коренных, так и дачников. Население присоединяемых территорий — около 250 тысяч человек. Все они получат социальные гарантии и льготы москвичей: прибавки к пенсиям и другие пособия. Кроме того, Мосгордума уже приняла в первом чтении закон, гарантирующий права дачников на присоединяемых к столице территориях. Закон сохраняет размер ставок земельного налога, а также устанавливает обязательность учета мнения дачников при решении вопросов развития присоединенных муниципальных образований.

Вы курируете в правительстве Москвы строительство «Сити». Какова судьба этого проекта в связи с расширением границ города, не потерял ли он свою актуальность?

— Конечно, не потерял. Оттого, что будут осваиваться новые территории, «старая» Москва никуда не денется. Более того, она никакая не «старая». Москва — это огромный современный мегаполис, крупнейший город не только по меркам нашей страны, но и по мировым меркам. Здесь работают сотни компаний, российских и иностранных, которым нужны современные офисы — вместительные пространства с гибкой планировкой, удобными подъездными путями, большими парковками, и все это по вменяемой цене. При этом многие компании, у которых консерватизм и приверженность традициям — часть имиджа и репутации, хотят иметь офисы рядом с историческим центром.

Для того чтобы обеспечить столичный бизнес современным деловым пространством, насыщенным коммуникациями, и строился «Сити». Тот факт, что границы города расширены, конечно, оказывает влияние на все сферы московской жизни. Но это не значит, что в столице исчезла потребность в таком современном центре деловой активности рядом с историческим центром города.

По обеим сторонам Кремля сейчас пустыри: гостиницу «Россия» снесли, Болотная и Боровицкая площади в запустении. Не получится так, что все строители уйдут строить новую Москву, а про старую забудут?

— Ну что вы! Строить новую Москву будут не за счет старой. Само собой, старую Москву приведут в порядок. Многое будет сделано в области сохранения культурно-исторического наследия, реставрации памятников архитектуры. На «старых» территориях будет строиться и жилье, просто не в таких объемах, как раньше. Все городские программы будут продолжены: и социалка, и транспортное строительство, и гаражное.

Какие-то планы, конечно, будут скорректированы. Например, если парламентский центр сделают за МКАД, то логично будет на месте гостиницы «Россия» реализовать проект в духе старой малоэтажной Москвы. В ближайшее время вопрос «России» планируется рассмотреть на градостроительно-земельной комиссии у мэра.

Приняты ли новые решения по реконструкции Белорусской и Пушкинской площадей?

— По Белорусской площади мэр решение принял. Нашли общий язык с бывшим инвестором, там будет паркинг. Никакой масштабной торговли там не будет, только маленькие «точки». Прежде речь шла о крупном торговом центре, типа «Охотного Ряда». То же самое с Пушкинской площадью: тоннель построим, а торговли не будет — какой смысл строить развязку и тут же своими руками ухудшать транспортную ситуацию возведением торгового центра, притягивающего машины?

На площади Павелецкого вокзала будет не такой большой торговый центр, как планировалось прежде, его сократили, зато увеличили паркинг до 1230 машино-мест. Больше крупных торговых точек в центре строить не будем — это принципиальная позиция мэра.

Мэр велел строить парковочные карманы. Хорошее решение. В Люблине, например, где раньше некуда было автомобиль приткнуть, теперь всем машинам места хватает. Но зачем тогда нужны дорогие многоэтажные парковки без стен?

— Как зачем? Разница есть — на асфальте машина стоит или на парковке. Опасность вандализма существует всегда. Вообще я считаю: если ты покупаешь машину, думай, куда ее поставить. Ну ладно, если купил старую машину… А как можно на улице бросать хорошую машину? Ты же каждый день рискуешь ее потерять.

И тем не менее главный тренд сейчас — не личный автотранспорт, а общественный. Как вы думаете, удастся пересадить москвичей на автобусы и метро?

— Я думаю, удастся, это вопрос времени. Для этого надо сделать общественный транспорт быстрым и комфортным. Сейчас основные претензии к общественному транспорту какие? Душно, тесно, медленно, не все районы одинаково охвачены сетью. Всё это решаемые вопросы. Вот, скажем, метро. Уже сейчас закупаются новые вагоны с кондиционерами, повышается комфорт. В ближайшие годы значительно увеличится протяженность метрополитена: мэр поставил задачу только за 5 лет построить более 75 километров новых линий. Московское метро уже вышло за пределы МКАД: в Бутово и Митино. И это очень важный этап не только для города, но и для всего мегаполиса в целом. В 2012 году метро придет в Новокосино и Братеево, а в Митине появится новая станция — «Пятницкое шоссе». Появление этих станций кардинально изменит не только жизнь населения московских районов, но и ряда подмосковных городов — Люберец, Реутова и других, а значит, кто-то пересядет из машины на метро и нагрузка на дороги снизится.

Владимир Иосифович, вы работаете в сфере строительства уже полвека. Вас можно чем-то удивить?

— Я всегда стараюсь учиться, рад узнавать новое. И особенно рад, что технологии и методы в строительстве постоянно развиваются, совершенствуются. То, о чем я пару десятков лет назад мог только мечтать, сегодня уже реализовано. А некоторыми достижениями наших строителей я, честно скажу, горжусь. Вот недавний пример: при реконструкции Большого театра была произведена уникальная операция — перенос исторического здания с семи тысяч временных опор на новый постоянный фундамент. Вы представляете, какая нужна точность! И какая ответственность! Малейшая ошибка — и мы могли потерять уникальный памятник!

А вы уже слышали музыку в отреставрированном зале Большого театра?

— Нет, не слышал. Я не музыкант, а строитель, всех тонкостей все равно не пойму. Но вот директор театра говорит, что первые тесты акустики показали, что она стала даже значительно лучше, чем до реставрации. Значит, мы работали не зря.

Оставьте комментарий