Москва сталинская: взгляд на генплан 1935 года

Москва сталинская: взгляд на генплан 1935 года

Возможно, не по собственной воле, но сегодня многие москвичи из выпусков новостей или разговоров соседей знают, что такое генеральный план развития города, как он принимается и как согласно ему могут развиваться различные районы. Это сейчас власти Москвы говорят, что в новый генплан заложены основные социально-экономические показатели, такие как обеспеченность горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, а сам важнейший закон города имеет «человеческое лицо», однако раньше у градоначальников были иные взгляды на развитие столицы.

10 июля 1935 года, 76 лет назад, постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) был принят генеральный план реконструкции Москвы, называемый иногда «сталинским» генпланом. Согласно ему, Москву планировалось превратить в витрину социалистического государства, а в контексте мировой революции – во всемирную столицу социализма. Архитектурное оформление города должно было отражать величие и красоту социалистической эпохи. А если есть величие, то должен быть и размер. Именно так в качестве ведущих принципов застройки появились масштабность и монументальность, изгнавшие все мелкое, изогнутое, уютное. Теперь везде должны были доминировать «здания-монументы», которые бы полным голосом говорили об архитектурном богатстве и полнокровной жизни социалистической столицы. Приветствовалось все крупное и массивное, касалось ли это парков, улиц или сооружений.

Ни шагу назад

Конечно, нельзя отрицать, что «сталинский» генплан реализовывался под лозунгом «заботы о человеке», ведь его целью было обеспечение жильем горожан. Но масштабные сносы, через которые пришлось пройти столице для воплощения задуманного, оставили заметные шрамы на лице города. Так было при уничтожении старых зданий в центре Москвы для расширения проспектов, так было при вырубке деревьев, вместо которых создавались скверы. Зато сегодня мы имеем один из самых знаменитых метро в мире, магистрали и улицы, являющимися лицом столицы, парки, где любят гулять москвичи и их гости, а также набережные и мосты, ставшие неотъемлемой часть мегаполиса.

Генплан 1935 года поддержал вектор развития монументальной «сталинской архитектуры». Без нее мы уже не можем представить себе Москву. Что, если в один момент с лица города вдруг исчезнут знаменитые сталинские высотки? А если просто испарятся ВДНХ или Парк культуры имени Горького? Да и без Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки») и без Центрального академического театра Российской армии (ранее Центральный театр Красной армии, Центральный театр Советской армии) Москву уже не представить. Редакция «РИА Новости – Недвижимость» предлагает вам посмотреть на самые значительные здания Москвы, которые относят к стилю так называемой «сталинской архитектуры».

Гуляния и развлечения

Вы еще спрашиваете, что такое монументальная архитектура? А вы посмотрите на центральный вход в ВВЦ. А ведь это всего лишь «дверь» в парк, но как монументально! Да и сами павильоны построены в типичном сталинском стиле, что неудивительно, ведь строился центр с 1935 по 1954 годы, а его общая территория занимает 237,5 гектара. Высота арки главного входа ВВЦ – одного из символов центра, работы архитектора Мельчакова – вместе со скульптурной группой «Тракторист и колхозница» составляет 32 метра. Арка была построена в 1954 году. Кстати, ранее «Тракторист и колхозница» являлись эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и были установлены на 50-метровой башне перед главным павильоном, однако позже их перенесли на нынешнее место.

Не менее значимым монументом ВВЦ является главный павильон, построенный к 1954 году по проекту архитекторов Щуко и Столярова. Его высота со шпилем составляет 90 метров, от главного входа к главному павильону ведет аллея с 14 чугунными фонтанами. Территория ВВЦ является одним из любимых мест прогулок москвичей — годовая посещаемость комплекса составляет 15 миллионов человек, а в год на ВВЦ проводится около 150 выставок.

Одно из самых известных зданий сталинской эпохи — Центральный академический театр Российской армии – был построен в 1940 году. Авторами грандиозного, не имеющего себе аналогов здания, выполненного в виде пятиконечной звезды, являются архитекторы Алабян и Симбирцев, а сам театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой. Кстати, если вы не любитель театрализованных постановок, в театре проходят игры Высшей Лиги КВН.

Для тех, кто любит развлекать себя чтением, возможно, следует записаться в Ленинскую библиотеку. А ведь она тоже построена во времена Сталина и полностью отражает идеологию того времени. Сегодня «Ленинка» называется Российской государственной библиотекой, но многие москвичи по старинке называют ее уменьшительно-ласкательным именем. Здесь действительно легко найти себе книгу по душе, ведь в этой крупнейшей российской публичной библиотеке, начавшей строиться еще в 1930 году, в настоящее время насчитывается 42,7 миллиона единиц носителей информации, в том числе 17,5 миллиона книг на 247 языках мира, 150 тысяч карт и 350 тысяч нот и звукозаписей.

Административное величие

Интересно, все ли депутаты Государственной Думы знают, в каком здании они сейчас сидят? А ведь это ни много ни мало Дом совета министров СССР, постройка, которая на многие годы вперед определила тип правительственного здания. Дом был построен 1933-1936 годах на проспекте Карла Маркса (ныне площадь Охотного Ряда) по замыслу архитектора Лангмана. Протяженность главного фасада составляет 150 метров, высота центральной части –12 этажей. Здание строго симметрично, имеет парадный вход в центре, оформленный строгим портиком. Центральная, основная часть объема несколько отступает от красной линии, на которую выходят два боковых ризалита (часть здания, выступающая из основного его объема). Правда, величественное здание?

Не менее величественное и достаточно грозное здание находится рядом с метро «Парк Культуры» на Девичьем поле (неподалеку находится Новодевичий монастырь). Это здание Военной общевойсковой академии имени Фрунзе, где проходят подготовку офицеры со всей России, а также из дружественных государств. Данный шедевр сталинской архитектуры построен в период с 1932 по 1937 годы по проекту архитекторов Руднева и Мунца. Заметной отличительной частью здания является массивный куб на углу стилобата, где изначально был установлен деревянный макет гигантского гиперболического танка.

Продолжает военную тему еще одно известное здание сталинской эпохи. Вспомните, очень часто проезжая по Фрунзенской набережной вы, вероятно, видели это здание. Это здание Главного штаба сухопутных войск России, а как оно выглядит – смотрите в нашей фотоленте. Архитектором является известный мастер Руднев. Все привычно для сталинской архитектуры, элементы уравновешены и гармоничны, но в целом все тяжеловестно и величественно. Говорят, подземные коммуникации данного здания уходят на глубину до 80 метров под Москву-реку.

Если вы уже привыкли гулять вдоль реки и после здания Главного штаба сухопутных войск России ищете, куда продолжить маршрут, – тогда вам интересно будет посмотреть на Северный речной вокзал (Химкинский речной вокзал) Московского речного пароходства, расположенный на берегу Химкинского водохранилища. Вокзал был построен одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году, по проекту архитекторов Рухлядева и Кринского. Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала – высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне московского Кремля. Общая длина причалов вокзала – около полутора километра, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.

Визитные карточки Москвы

Как гласит история, именно Сталину пришла идея строительства небоскребов в Москве, и именно по его предложению совет министров СССР принял решение об их возведении. Все знают, что сейчас в столице построено семь сталинских высоток, однако изначально их планировалось построить восемь и расположить вдоль исторического речного фасада Москвы (на Котельнической набережной, в Зарядье, на Смоленской площади, на Ленинских горах, в Дорогомилове), вокруг Садового кольца (на площади Восстания, на площади Красных ворот), в большом транспортном узле города (на Комсомольской площади). В день восьмисотлетия столицы – 7 сентября 1947 года – состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, однако само строительство высоток началось только в 1949 году.

Первая высотка, которая была построена и оформлена еще при жизни Сталина, — это высотное здание МИД на Смоленской площади, высота которого — 172 метров вместе со шпилем. У впадения в Москву-реку Яузы, на Котельнической набережной, расположилась еще одна высотка высотой 176 метров. В цоколе высотки размещены кинотеатр, почта, магазины и другие общественные службы, под внутренним двором размещается подземный гараж, а все остальные площади отданы под жилые помещения.

Самым высоким из восьми высоток является здание МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах – 235 метров. Центральная башня высотки имеет 34 этажа плюс шпиль – в этой башне размещены административно-общественные и учебные помещения. А вот высотное здание на Комсомольской площади, в котором размещается гостиница «Ленинградская», является самым небольшим по высоте – всего 136 метров. Эта высотка единственная, не имеющая боковых крыльев. Еще одно здание расположено на Садовой-Спасской улице и обращено к Садовому кольцу. Если высотка на Садовой-Спасской планировалась административно-жилым зданием, то другая высотка на Садовом кольце (на Кудринской площади) – изначально только жилым зданием. Вторым высотным зданием, предназначенным для размещения гостиницы, является высотка на Кутузовском проспекте (гостиница «Украина»), однако гостиница занимает только высотную вертикаль здания (центральную 29-этажную часть), а в его боковых 8-этажных крыльях расположены квартиры.

Восьмая высотка из серии запланированных высотных зданий так и не была построена, а на сохранившемся фундаменте ее архитектор, Чечулин, позже построил гостиницу «Россия». Еще одной визитной карточкой города по праву является Московский метрополитен, первая очередь которого была пущена 15 мая 1935 года, а 10 июля – ровно 76 лет назад — было опубликовано постановление о генеральном плане реконструкции Москвы, одной из целей которого было названо строительство «лучшего метро в мире». И ведь смогли, построили. После первой очереди, которая включала Сокольническую линию (от «Сокольников» до «Крымской площади», ныне «Парка культуры») и ветку от «Охотного ряда» до «Смоленской площади» (ныне «Смоленской»), в 1938 году поехала и вторая очередь метро. Она включала Горьковскую (Замоскворецкую) линию (от «Площади Свердлова» до «Сокола»), перегон от «Смоленской» до «Киевской» (с метромостом), станции «Площадь революции» и «Курская».

Третья очередь метро, строившаяся с перерывом с 1938 года по 1944 год, включала Арбатско-Покровскую линию от «Курской» до «Партизанской» и Горьковскую линию от «Площади Свердлова» («Театральной») до «Завода имени Сталина» («Автозаводской»). И, наконец, четвертая очередь, пущенная в 1954 году, включала кольцевую линию и дублер Арбатской линии от «Арбатской» до «Киевской».

Оставьте комментарий