Многие участники рынка недвижимости, когда сдают или снимают квартиру, придерживаются операции, согласно которой, провести операцию необходимо в определенное время года. Так, снимать или покупать квартиру выгоднее в конце весны, когда начинается низкий сезон, сдавать или продавать – в сентябре, на старте высокого.
Конечно, фактор сезонности в функционировании рынка вторичного жилья присутствует. Однако в последние годы его выраженность, по моим ощущениям, не носит очень уж существенного характера. Разумеется, с наступлением лета ряд покупателей переключается на заботы, связанные с отдыхом, дачными делами и т. п., поэтому объем операций, совершаемых в летний период, уменьшается. Но затишья, сопоставимого с «полным штилем», по крайней мере в текущем году, лично я не ожидаю. Разве что Москву вновь накроет облако смога…
Кстати, продавцы, в отличие от былых годов, сегодня, что называется, «не лыком шиты»: летний спад активности рынка и связанное с этим возможное «зависание» объектов уже не вызывает у них истерических стремлений сбросить цену. Многие продавцы, объекты которых до наступления лета не успели найти покупателей, сохраняя философское спокойствие на период до осени, уходят «на каникулы», возвращаясь на рынок с наступлением «высокого сезона», старт которого обычно приходится на вторую половину сентября. Как следствие, количество объектов, выставленных на продажу, летом обычно снижается, что ухудшает для покупателей возможность выбора. Но тут уж ничего не поделаешь, поэтому каждый покупатель должен решить для себя, что ему лучше: иметь возможность купить спокойно и без излишней спешки, а возможно – и с небольшой скидкой, или располагать возможностью сделать выбор из максимально широкого ассортимента, но нести при этом риски, связанные с возможным удорожанием квартир. Если уместен первый вариант – целесооборазно покупать летом, если второй – стоит подождать осени.
Что касается продавцов, то для них ответ на вопрос «стоит ли подождать с продажей до высокого сезона» напрямую зависит от того, о какой квартире идет речь и каковы условия ее продажи. Одно — или двухкомнатная квартира, имеющая приемлемое соотношение цены и основных потребительских характеристик, реализуемая на условиях «чистой» продажи, вероятнее всего, найдет своего покупателя в любое время. Поэтому продавцам таких квартир ожидать, на мой взгляд, нечего. Не имеет смысла выжидать и продавцам нетиповых квартир, рассчитанных «на любителя». Подобные объекты, по определению, имеют значительные сроки экспозиции, так как поиск пресловутого «любителя» — процесс не быстрый. Соответственно, фактор сезонности на данные квартиры практически не распространяется.
А вот продавцам типовых квартир, ликвидность которых, в силу неоптимального соотношения цены и потребительских характеристик, не слишком высока, действительно, в период рыночного межсезонья можно, как говорится, «не беспокоиться», так как их рекламные затраты, с учетом спада активности покупателей, вероятнее всего, окажутся понесенными впустую.
В завершение рассмотрим вопрос «как продавцу определить степень ликвидности своей квартиры, а также оптимальность соотношения ее ценовых и потребительских характеристик»? Здесь существуют два основных пути, первый из которых — провести самостоятельную аналитическую работу, направленную на изучение информации о состоянии рынка и наличии объектов-аналогов. А затем, на основании собранной информации сделать обоснованный вывод о целесообразных параметрах продажи своей квартиры.
Второй путь, на мой взгляд, несопоставимо проще и эффективнее: получить консультацию у заслуживающего доверия риэлтора. Настоящие профессионалы, в задачи которых входит постоянный контроль рыночной ситуации, в состоянии не только ответить на поставленный вопрос о перспективах реализации, но и представить эти перспективы в письменном виде с учетом нескольких возможных стратегий продажи. Ведь не секрет, что на рынке недвижимости цена обратно пропорциональна сроку экспозиции. Соответственно, в случае избрания, к примеру, стратегии, направленной на получение максимальной цены, срок экспозиции будет довольно велик. Наложив этот срок на календарь, можно получить ответ на вопрос «стоит ли ждать наступления «высокого сезона»». И так же – применительно к иным возможным стратегиям продажи…