Собственники земельных участков и домов, полностью или частично попадающих в санитарно-защитную зону строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево, оказались заложниками ситуации — найти хорошего покупателя на свои участки они не смогут в силу неопределенности ситуации, а рыночная стоимость их недвижимости в связи со строительством полосы может снизиться примерно в три раза, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В четверг газета «Коммерсант» сообщила, что в зоне строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Шереметьево оказались дома почти 2 тысяч человек. Строительство напрямую затронет пять находящихся поблизости от аэропорта населенных пунктов — Паршино, Дубровки, Лунево, Пикино и Перепечино — они полностью или частично попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ), из которой жители должны быть расселены. Между тем, в Минтрансе РФ изданию сообщили, что в пяти населенных пунктах будет снесено 59 домов из нескольких сотен, а в поселках пройдут «мероприятия по снижению негативного воздействия на жилую зону».
Заложники ситуации
Стоимость сотки земли, предназначенной под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), в 3 километрах от Шереметьево составляет в среднем 20 тысяч долларов, а в случае строительства ВПП (в результате чего рядом с земельными участками начнут маневрировать самолеты) она упадет примерно до 7 тысяч долларов, то есть в три раза, считает генеральный директор группы «Земер» Илья Терентьев.
«Качественные дома в этих поселках стоят от 700 тысяч долларов, а есть коттеджи и по 3-4 миллиона долларов, находящиеся как раз в зоне отчуждения», — отмечает руководитель аналитического центра Корпорации «Инком» Дмитрий Таганов.
На этих территориях располагаются и добротные коттеджи, и дачные домики на шести сотках, но основная проблема в том, что собственники фактически не могут распоряжаться своим имуществом, являясь заложниками сложившейся ситуации, добавляет управляющий партнер «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов.
По его мнению, в условиях неопределенности на эти объекты просто не найдется покупателей, а банки, скорее всего, не примут эти активы к рассмотрению в качестве залога.
Юридические возможности
В соответствии с законодательством РФ, лицам, чьи дома будут находиться в пределах санитарно-защитный зоны и подлежать сносу, должна быть выплачена компенсация за изъятие жилого помещения, а при определении выкупной цены жилого помещения (размера компенсации) в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с переездом, указывает юрист юридической фирмы Lidings Дмитрий Дмитриев.
«Собственники должны быть согласны с ценой выкупа, которая в том числе может включать и возмещение их убытков, например, упущенной выгоды, но зачастую позиции государства и частных собственников относительно рыночной стоимости земли и имущества на ней не совпадают, а далее ситуацию приходится решать в судебном порядке», — отмечает руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев групп» Алексей Коневский.
Между тем, собственникам участков, только прилегающих к санитарно-защитной зоне, будет гораздо труднее избавиться от шума аэропорта по соседству — если участок находится за пределами санитарно-защитной зоны, то предполагается, что вредного воздействия уже нет, подчеркивает Коневский.
«Можно заказать экспертизу, а если она подтвердит наличие вредных факторов, требовать запрета на строительство объекта или компенсации возможного ущерба, ведь жилье может утратить свои качества, стать непригодным для жизни», — советует эксперт.
Решение о выкупе земли и недвижимости принимается федеральными властями и закрепляется соответствующими актами и постановлениями, а примером может служить аналогичная ситуация при подготовке к проведению зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи, указывает старший юрист юридической фирмы «Авелан» Екатерина Шишкина.
«Данный проект еще не прошел государственную экспертизу, поэтому проектные решения могут быть и другими. Более того, предполагаю, что проект находится в таком состоянии, что сроки начала его реализации, скорее всего, будут сдвинуты, как минимум на весну 2012 году, учитывая сезонный фактор», — подчеркивает Яхонтов.
Он добавляет, что пока власти озвучили общую сумму компенсаций в 4 миллиарда рублей, которая кажется, мягко говоря, недостаточной.
Неожиданные варианты
Впрочем, эксперты не отрицают, что более близкое соседство с аэропортом в перспективе может принести и неожиданные приятные сюрпризы.
Москва развивается, и вокруг ключевых транспортных узлов в ближайшем Подмосковье начинает возникать современная городская инфраструктура с аэропортами, развязками и логистическими центрами, а как поутихнут страсти, связанные с нововведениями, цены в этом районе могут поползти вверх, ведь он станет «существенно более живым и городским», считает Таганов.
Он отмечает, что нечто похожее уже было в сильно удаленном от остальной Москвы Зеленограде, где 5-7 лет назад началось активное строительство и сейчас это урбанизированный полноценный район столицы с растущими ценами и развитой инфраструктурой.
Хозяева старых деревенских домов или дач, оставшихся стоять по соседству с новой полосой, могут продать их компаниям, которые захотят построить на этих участках небольшие склады или гостиницы, тогда рыночная стоимость сотки может составить и 30 тысяч долларов, но тут все упирается в разрешение властей на перевод земель из категории ИЖС, указывает Терентьев.
По его мнению, в частных случаях наиболее предприимчивые граждане смогут перестроить свои дома в мини-гостиницы и зарабатывать на их сдаче — при этом ликвидность их земель сохранится и даже увеличится.