Через пять лет регистрация прав на недвижимость почти полностью переместится в интернет, сроки такой процедуры сократятся почти в три раза — до семи дней, а постановка на кадастровый учет будет занимать пять дней вместо нынешних двадцати.
Масштабные перемены запланированы в проекте федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» на 2014 — 2019 годы. Ее подготовило Минэкономразвития. Реализация всех мероприятий программы обойдется казне в 60,4 миллиарда рублей.
Один из ключевых моментов программы — объединение Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Госкадастра недвижимости (ГКН). На базе ЕГРП и ГКН появится Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН). Все правоустанавливающие документы и кадастровые дела при этом будут переведены в электронную форму.
Сейчас земля и стоящие на ней дома, строго говоря, не являются единым объектом прав. В кадастре учитываются земельные участки, в ЕГРП — права на объект, поясняет вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. На хранении в Росреестре находится около 78 миллионов дел правоустанавливающих документов и почти 38 миллионов кадастровых дел, подсчитали в ведомстве.
Среднее количество листов в делах правоустанавливающих документов составляет 30, в кадастровом деле — 40. Их перевод в электронную форму позволит сократить объемы хранения, наладить регистрацию прав по экстерриториальному принципу, объясняют в Росреестре. Тогда зарегистрировать права на объект в другом городе можно будет, не выезжая на место.
Ежегодно, по словам Апрелева, граждане совершают почти 2 миллиона сделок с жилой недвижимостью. И если регистрация квартиры не увязана с земельным участком, то для оформления загородного жилья требуются сведения из кадастра. Объединение разрозненных баз, где будут также сведения по всем сервитутам, обременениям, позволит действительно создать систему «одного окна», говорит эксперт. А за счет этого можно добиться сокращения сроков по регистрации недвижимости. Будут создаваться условия для улучшения обслуживания граждан. Планируется внедрить единые стандарты к офисам приема-выдачи документов. Для выездных приемов организуют мобильные комплексы.
В программе должны объединить усилия несколько ведомств — Росреестр, Федеральная налоговая служба, Росимущество, Минкомсвязь. Росреестр и ФНС интегрируют свои информационные ресурсы, чтобы мониторить налогообложение недвижимости. В перспективе нововведения позволят перейти на единый налог на недвижимость, который рассчитывается сразу и на землю, и на стоящие на ней дома.
Наиболее крупные расходы в ФЦП планируются по направлению «капитальные вложения»: на строительство, реконструкцию и приобретение новых зданий Росреестра в субъектах межрегиональных учетно-регистрационных центров могут потратить 17 миллиардов рублей. 11 миллиардов может стоить развитие системы межведомственного информационного взаимодействия — предполагается модернизация единой телекоммуникационной системы налоговых органов (3,9 миллиарда рублей), создание технологических комплексов архивного хранения бумажных документов (3,8 миллиарда рублей). 24 миллиарда рублей предлагается заложить на перевод ГКН и ЕГРП в электронный вид.
Расходы на программу, считают в Минэкономразвития, окупятся. Только поступления по земельному и имущественным налогам за это время вырастут больше чем на 50%. К концу 2019 года эти налоги принесут дополнительно почти триллион рублей, всего за пять лет поступит 5,1 триллиона рублей.