Отели Петербурга: светлое будущее

Отели Петербурга: светлое будущее

После активного ввода новых объектов в 2008-2013 годах гостиницы среднего ценового сегмента занимают более половины рынка в Петербурге. Снизив цены в кризис, отели постепенно восстанавливают объем загрузки. Эксперты компании Jones Lang LaSalle Hotels провели анализ рынка гостиниц Петербурга.

Ударный период в прошлом

По официальным данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, в 2010 году в Петербурге действовало 144 гостиницы (включая мини-отели) с общим номерным фондом в 19 950 единиц. По подсчетам компании Jones Lang LaSalle Hotels, объем качественного предложения в городе по итогам 2013 года составлял 8560 номеров (примерно 60% объема качественного предложения Москвы).

Большая часть качественного номерного фонда (61,3%) позиционируется в среднеценовом сегменте — mid-market и economy.

40% качественного номерного фонда (около 3440 номеров) было выведено на рынок в период 2008-2013 годов, что оказало существенное давление на уровень цен и загрузки по городу. Это предложение относилось преимущественно к средней и высокой ценовой категории.

Среди новых гостиниц, завершенных в течение 2013 года, следует отметить сразу два знаковых проекта, которые вывели рынок Петербурга на качественно иной уровень гостиничного сервиса, — W St Petersburg (137 номеров), первый в России сетевой lifestyle бутик-отель, а также состоявшееся 11 ноября 2013 года официальное открытие Four Seasons St. Petersburg (183 номера, но полностью отель откроется в 2012 году, в котором и учитывается его номерной фонд). Вместе с тем, несмотря на столь стремительное увеличение предложения, Санкт-Петербург все еще уступает основным европейским рынкам по объему качественного гостиничного предложения.

Марина Смирнова, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels, добавляет: «После «ударного» четырехлетнего периода вывода на рынок новых гостиничных номеров количество проектов, находящихся в начальной или активной стадии строительства, невелико. Ожидается, что к концу 2015 года рынок увеличится на 1389 номеров, 70% из которых будут соответствовать категориям mid-market/economy.

Список находящихся на разных этапах разработки и строительства гостиниц был существенно подкорректирован после 2009-2010 годов, что связано с недостатком доступного заемного финансирования, сокращением количества активных гостиничных девелоперов, а также общим падением доходов гостиниц (и, как следствие, доходности на вложенные инвестиции) ввиду увеличения предложения на фоне нестабильного спроса».

Спрос приблизился к докризисному

В 2008-2009 годах гостиницы Петербурга находились в затруднительном положении: резкий рост предложения на рынке совпал с глобальным экономическим кризисом. В результате в 2009 году основные показатели качественных гостиниц значительно ухудшились: средняя цена за номер в сутки и доходность на номер сократились в долларовом выражении на 34,1% и 47,6%, соответственно.

По мере восстановления мировой экономики операционная деятельность питерских гостиниц начала укрепляться. В 2010 году «победителями» стали гостиницы стандартов «3 звезды» и «4 звезды», которые по сравнению с 2009 годом смогли увеличить загрузку на 20% (рынок в целом добился увеличения загрузки на 17,7%). Лидерство гостиниц средней ценовой категории не только сохранилось, но даже стало более выраженным в 2013 году, на фоне все увеличивающегося разрыва по ценовым показателям между сегментами.

В 2013 году кривая спроса впервые за последние 3 года наблюдений стала приближаться к показателям докризисных лет. На этом фоне в сезон 2013 года гостиницы стали более жестко подходить к вопросам предоставления скидок за размещение, что выразилось в росте средних цен номеров по сравнению с 2010 годом.

«Рост спроса, простимулированный в посткризисный 2010 год снижением средней цены за номер, в 2013 году оказался менее эластичным, что позволило гостиницам вести более агрессивную ценовую политику, особенно в период высокого сезона, — комментирует Марина Смирнова. — Если в начале года петербургские отельеры еще осторожно «прощупывали» потребителей на предмет их готовности платить более высокую цену за посещение одного из главных туристских центров России, то в разгар сезона белых ночей (май и июнь) цены в качественных гостиницах Санкт-Петербурга в рублевом выражении превысили прошлогодние показатели на 18,1% и 10,0%, соответственно».

Однако в целом стоимость гостиничных услуг в Петербурге снизилась, сделав город более доступным для туристов. Благодаря этому Петербург как туристическое направление стал сопоставимым с другими восточноевропейскими направлениями, такими как Прага, Будапешт и Берлин.

Отельные перспективы

«Основные игроки рынка не ждут особых перемен в отношении роста доходов, — рассказывает Марина Смирнова. — За первые 10 месяцев 2013 года рост доходности на номер в рублях составил 11,5%, что стало возможным за счет увеличения средней цены на фоне укрепляющегося спроса. Вместе с тем, хотя уровень загрузки продолжает увеличиваться практически во всех гостиницах города (и в межсезонье, и даже во время высокого сезона), замедленный рост средней цены за номер в сутки вряд ли позволит этому показателю вернуться на уровень 2007 года.

Мнения опрошенных нами отельеров сходятся в том, что, несмотря на быстрый темп возвращения турпотока в город, цены в обозримом будущем вряд ли достигнут своего докризисного уровня. Вследствие этого ожидается, что гостиницы предпримут усилия по развитию других центров прибыли (продажи питания и напитков, проведение конференций и банкетов), а также сконцентрируются на увеличении доли платежеспособного корпоративного сегмента».

Оставьте комментарий