Найти «своего» надежного агента по недвижимости, с которым вам будет комфортно, вполне возможно, хотя для этого придется приложить некоторые усилия. Главное потом не слишком наседать на эксперта и дать ему спокойно делать свое дело.
Нюансы взаимоотношений риэлторов и их клиентов обсудили участники круглого стола «Что такое «свой» клиент?», организованного Группой компаний «Бюллетень Недвижимости».
Дружище, помоги
Когда у человека возникает какая-нибудь проблема, он, в первую очередь, открывает свою записную книжку – есть ли там знакомый, который мог бы помочь. Либо звонит родственникам, друзьям, справляясь о содержимом их записных книжек. Так нередко выбирают врача, репетитора, автослесаря.
С агентами по недвижимости все сложнее. Одно дело, если вы просите соседа посоветовать вам специалиста какой-нибудь уважаемой фирмы, который уже организовывал тому сделку, выполнил свою работу на пять, получил за это (легально) свои комиссионные, и все остались довольны и счастливы. Но ведь часто бывает совсем по-другому, когда покупатель либо продавец ищет по знакомым «кого-нибудь, кто занимается недвижимостью, денег берет немного и не связывается с агентствами». А то и вовсе просит помочь в делах жилищных приятеля, который сам продавал свою квартиру и, «вроде, у него все получилось». Такие контакты могут привести к самым печальным последствиям.
«Своей неразборчивостью люди формируют спрос на услуги непрофессионалов, черных маклеров, для которых «быстрые деньги» важнее собственной репутации, а также интересов клиента», – говорит Дмитрий Щегельский, президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости. В результате, по его словам, мы получаем непрозрачный рынок, где «все позволено».
Официально работающие агентства могут предложить то, чего нет у маклеров, – большой выбор объектов, юридическое сопровождение, безопасные расчеты, грамотные переговоры с контрагентами, торг в интересах клиента и прочее и прочее.
Конечно, надо понимать, что уровень агентов тоже бывает разный. «По нашим оценкам, до 80% прибыли риэлторской компании обеспечивают 20% наиболее успешных агентов. Остальные уступают им в мастерстве. Эти двадцать процентов обычно тянут на себе и межагентские сделки. Тут главное, чтобы менее опытные коллеги из других компаний хотя бы не мешали им в работе, потому что такое встречается довольно часто», – рассказал Сергей Баранов, директор отделения «Адвекс на Ланском».
Вычисляем профессионала
Как стать клиентом этих агентов-лидеров? «Нередко во время проведения сложных сделок люди сравнивают своего агента и других специалистов, участвующих в цепочке. И потом, когда снова возникнет потребность улучшать жилищные условия, обращаются уже к тому, кто больше понравился», – рассказал Сергей Баранов.
Но если вы не хотите выходить на профессионального риэлтора постфактум, учась на своих же ошибках, тогда лучше сразу выбирать себе хорошего специалиста. Вот тут как раз и полезно «сарафанное радио». Причем совсем не обязательно ориентироваться только на опыт родственников и знакомых – такового у них может просто не оказаться. Хорошую службу тут могут сослужить форумы, блоги, группы в социальных сетях.
«Общение в социальных сетях позволяет выбрать не просто успешного агента (по характеру и информативности его ответов, популярности его онлайн-консультаций можно составить достаточно полное представление о профессиональных качествах), но и близкого клиенту по складу характера, степени образованности и т. д.», – говорит Алексей Башкин, генеральный директор Городского Жилищного Агентства.
В самом деле, среди риэлторов есть разные люди – бывшие научные сотрудники, преподаватели, менеджеры, военные, домохозяйки. Но армия клиентов еще более разношерстна. Должен ли тогда покупатель (продавец) искать себе агента из «родной» социальной среды?
Как считает генеральный директор АН «Единство-недвижимость» Михаил Караулов, в этом нет особого смысла. «Профессиональный агент, прошедший специальное обучение и имеющий большой опыт работы на рынке, найдет общий язык с любым клиентом – будь это бизнесмен или бабушка-пенсионерка», – говорит он.
С ним соглашается Елена Дорогова, исполнительный директор АН «Центр»: «Опытный специалист по недвижимости должен быть еще и психологом, ему следует уметь подстроиться под конкретного клиента. Главное, чтобы клиент тебя действительно услышал».
Конечно, случается, что, например, вчерашний кондуктор трамвая, едва став риэлтором, приводит в компанию в качестве клиентов знакомых из своего же круга общения. Но в данном случае, он, конечно, не полноценный агент, а, скорее, посредник, обеспечивающий агентство клиентурой. Работу такого стажера будет обязательно курировать старший специалист. Хотя не исключено, что в будущем он сам дорастет до хорошего агента.
Стоит ли при выборе риэлтора ориентироваться на имиджевую рекламу в СМИ? По мнению Дмитрия Щегельского, наличие у агентства красивых модулей на первых полосах изданий или в интернете может быть лишь косвенным аргументом при выборе. «На рынке есть успешные фирмы, которые вообще не дают никакой имиджевой рекламы, размещая исключительно информацию о своих объектах», – отмечает он. Поэтому отталкиваться лучше либо от объекта, который вам необходим (но тут главное –избежать рискованных предложений), либо от агента, которому вы полностью доверяете подбор квартиры вашей мечты и организацию сделки с ней.
Свои люди – сочтемся
Любая рекомендация чревата недопониманием. Например, клиент нашел в кругу своих друзей и знакомых хорошего риэлтора, и вот он уже просит: «Ну, мы же знакомы так давно, сделай скидку 2%» или того пуще: «Найди объект по дружбе». Тут агент хотя бы может попробовать втолковать, что любой труд должен быть оплачен, и мягко отказать либо перевести разговор в более конструктивное русло.
Сергей Баранов привел такой пример: к одному агенту обратился клиент, его бывший начальник на прошлой работе, и попросил существенную скидку. Тогда риэлтор, в свою очередь, поинтересовался, мог бы тот раньше попросить своего подчиненного поработать недельку бесплатно. Вопрос о скидках отпал сам собой.
Но бывают и более деликатные ситуации. Так, у многих состоятельных клиентов в кругу друзей есть директора риэлторских компаний. Звонит такой человек, допустим, хозяину агентства и просит свести с лучшим агентом в фирме, чтобы тот помог подобрать объект. Но вдруг в процессе поисков оказывается, что требования клиента завышены, хочет он «то, не знаю что» и вообще учит агента, как надо работать. В итоге сделка не срастается, а виноватым останется, учитывая дружеские связи между хозяином и заказчиком, не кто иной, как агент.
Так что специалисты советуют: даже если агент – ваш хороший знакомый или друг вашего хорошего знакомого, не надо, во-первых, искать в этом экономических выгод (просить скидок), а во-вторых, требовать от него невозможного. «Не бывает идеальных объектов недвижимости. Где-то будет, возможно, не очень хороший вид из окон, где-то грязная парадная или, допустим, плохие соседи – надо изначально определиться с наиболее важными для себя параметрами и от них отталкиваться», – говорит Алексей Башкин. Также, по его словам, нет на рынке идеальных договоров, тем более вряд ли какое-то агентство будет переписывать свой договор специально под вас, даже если вы – «свой», знакомый, клиент. Никуда не деться и от обычных проблем, сопутствующих сделке. Например, нотариат при сложных сделках может занять целый день, и не важно – дружите вы с агентом или работаете с ним на общих основаниях.
В общем, если вам повезло найти хорошего специалиста, и объект, предложенный им, понравился, расслабьтесь и доверьтесь опыту агента. Редкая сделка проходит на рынке гладко, без каких-либо проблем, но пусть это будет заботой риэлтора, а не вашей.