С начала года цены на цемент в России поднимались 5 раз. Сейчас тонна цемента стоит 3 тыс. рублей против 2,1 тыс. рублей в начале года. Причину стремительного удорожания цемента эксперты объясняют летним всплеском потребления материала, а также проблемами с его доставкой потребителям из-за сбоев в работе РЖД. По их прогнозу, этот рост рано или поздно отразится на цене квадратного метра.
Цены на цемент в России с начала текущего года повышались уже 5 раз. В том числе дважды за лето. Если в январе, по официальным данным Росстата, тонна материала стоила 2,1 тыс. рублей, то 1 июля – уже 3 тыс. рублей (это ниже докризисного уровня в 2 раза. – «ДП»). По данным президента Ассоциации строителей России (АСР) Николая Кошмана, реальный рост цен на цемент был еще больше.
«С марта он подорожал в 2 раза, до 6 тыс. рублей за тонну. И в августе цена может перевалить отметку 10 тыс. рублей», — заявил на днях Николай Кошман, охарактеризовав ситуацию как «тяжелейшую».
«Рост цен на цемент с начала года составил только 7%. И никакого дефицита цемента в стране не существует», — парировали производители цемента. В релизе, который распространило НО «Союзцемент», говорится, что в России в год потребляется 54 млн тонн цемента, а производственные мощности отрасли составляют 81 млн тонн. «Разговоры на тему дефицита расцениваем как сознательную спекуляцию, направленную на дестабилизацию рынка», — заявили в «Союзцементе».
Игроки петербургского рынка подтверждают – цемент дорожает и дефицит есть. Но масштабы проблемы, по их данным, скромнее, чем говорит глава АСР. Исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов утверждает, что за лето цемент трижды дорожал на 10%. У этой тенденции, по его словам, есть как рыночные причины – сезонный рост потребления цемента, так и «искусственные» – сбои в работе железной дороги, которая обеспечивает доставку материала в город. «Если в прошлом году мы получали по 200 вагонов цемента в месяц, то сейчас их количество сократилось до 50″, — говорит он.
О сбоях в работе ОЖД, из-за которого десятки вагонов с цементом застревают на подступах к Петербургу, «ДП» писал в начале лета. Прошло 1,5 месяца, и, по данным участников рынка, ситуация только ухудшилась. «Если за июнь из 60 запланированных вагонов я смог отгрузить потребителям хотя бы 13, то в июле – пока ни одного. Перевозчик отказывается удовлетворять заявку, ссылаясь на нехватку подвижного состава», — говорит гендиректор ООО «МастерСтрой» Ян Даровский. Коллегу поддерживает руководитель компании «ПрофЦемент» Андрей Калачев. По его словам, в прошлом году средний оборот вагонов составлял 10-12 дней, а сейчас – 27-30 дней. «Нормы доставки грузов не выдерживаются. Наши вагоны от Ивангорода до Балтийской идут 10 дней при норме 2 дня», — сетует он.
Как стало известно «ДП», недавно со своей должности уволился начальник дирекции управления движением ОЖД Андрей Мараков. «Сейчас дирекцию возглавляет его зам Сергей Дорофеевский, но пока в статусе «и. о.», — сообщили в приемной. Связано ли увольнение с проблемами на дороге, выяснить не удалось. Что касается главного перевозчика цемента в европейской части России — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК, в ее арсенале 11 тыс. вагонов-цементовозов, еще 20 тыс. цементовозов принадлежат другим организациям), то сбои в своей работе фирма объяснила изношенностью подвижного состава (около 5 тыс. вагонов были списаны за последние 2 года) и сезонностью производства самого цемента (летом оно в 2 раза выше, чем зимой). «При круглогодичном производстве существующий парк цементовозов полностью (и даже с избытком на 20%) покрывал бы все потребности грузовладельцев. А так, летом – дефицит вагонов, а зимой – 6 тыс. цементовозов простаивают», — заявили в компании.
Что касается изношенности подвижного состава, то, оказывается, ПГК еще в прошлом году предлагала грузовладельцам обсудить возможность реализации инвестиционной программы по его обновлению. Но эта идея не нашла поддержки. «Существующая среднегодовая ставка (порядка 550 рублей в сутки) не только не позволяет инвестировать средства в покупку нового подвижного состава, но и поддерживать парк в надлежащем рабочем состоянии», — объясняют в ПГК.
Петербург ежемесячно потребляет 420-450 тыс. тонн цемента. Большую его часть производят предприятия Ленобласти, расположенные в Сланцах, Пикалево и Волхове.
Основной производитель – «Евроцемент групп» заявил, что его предприятие «Пикалевский цемент» по итогам полугодия отгрузило потребителям 809 тыс. тонн цемента, что на 10% лучше показателя аналогичного периода прошлого года. «А рост цен – сезонный фактор. Он вполне рыночный», — заявил представитель холдинга «Евроцемент групп» Александр Степаненко.
Основные потребители цемента – строители – также хранят спокойствие. «Сильных перебоев с поставками нет. Что касается роста цен, то он сезонный и предсказуемый. Мы к нему готовы», — говорит директор по развитию холдинга «ЛЭК» Надежда Калашникова. «Для нас цена на цемент выросла где-то на 8-10%. Бороться с ростом себестоимости нам помогает опыт работы по госзаказу», – утверждает генеральный директор компании KVS Сергей Ярошенко. Коллегу поддерживает генеральный директор ЦДС Михаил Медведев. «Цены растут из-за монополизма производителей цемента и сезонного ажиотажного спроса. Себестоимость строительства растет, и квадратный метр, вероятно, подорожает», — заключил он.