Депутаты ЗакС решили защитить от сноса рядовую историческую застройку. Они опасаются, что новый упрощенный порядок ликвидации имущества Петербурга могут распространить на исторические здания в центре, которые не состоят на государственной охране.
Исторические здания в пределах зон охраны культурного наследия можно будет сносить только в случае признания невозможности ликвидации их аварийности. Депутаты комиссии ЗакС по городскому хозяйству сегодня одобрили соответствующую поправку к третьему чтению закона «О порядке уничтожения имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга».
Внесенный губернатором законопроект, уже принятый парламентом в двух чтениях, не касается объектов культурного наследия. Но депутаты опасаются, что упрощенный порядок сноса домов могут распространить на рядовые исторические постройки в центре, которые не являются памятниками и не состоят на государственной охране. Одобренная к третьему чтению поправка гласит, что исторические здания, располагающиеся в зонах охраны, находятся под охраной городского закона о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия (закон № 820-7). Это означает, что сносить можно лишь здания, признанные аварийными «в случае невозможности ликвидации аварийности и при условии восстановления внешнего облика». По закону №820-7 к «историческим» отнесены здания постройки до 1917 года, расположенные в центре, и дома в других районах города, возведенные до 1957 года
Напомним, что законопроект «О порядке уничтожения имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» регламентирует порядок признания городского движимого и недвижимого имущества подлежащим уничтожению. В частности, недвижимость подлежит сносу, если жилые и нежилые объекты будут признаны в установленном порядке аварийными и их нельзя сохранить при капитальном ремонте или реконструкции. Принимать решение о ликвидации должен созданный правительством Петербурга коллегиальный совещательный орган. Судя по всему, упрощенный и внятный механизм принятия решений о сносе понадобился в преддверье вступления городской программы реновации в практическую фазу реализации. Кстати, несколько кварталов, которые будут развивать «СПб Реновация», практически полностью застроены историческими зданиями.
Заместитель председателя комиссии ЗакС по гохозяйству Сергей Малков называет подготовленную поправку «страховочной», дополнительным барьером защиты исторических построек. Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов говорит, что она призвана не допустить расхождений в двух законах при работе новой «ликвидационной» комиссии — главным ориентиром при принятии решений о сносе для нее должен быть закон №820-7.
Впрочем, сами защитники памятников считают, что одной поправки для полной безопасности исторических построек маловато. По словам зампредседателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кононова, в городском законе №820-7 есть определенные шероховатости и пробелы, допускающие снос исторических зданий и даже памятников. В качестве примеров он назвал нашумевшие в 2013 году снос бывших казарм Преображенского полка и здания на Невском проспекте, 68. Во всех этих случаях здания были признаны аварийными и не подлежащими восстановлению. «Но мы знаем, что вывод из аварийности в большинстве случаев возможен – это вопрос финансовых затрат и современных технологий», — говорит Александр Кононов. По его словам, к закону о границах зон охраны не хватает подзаконных актов, которые бы установили дополнительные «фильтры» для принятия решений по сносу исторических зданий.
Данную идею поддерживает и председатель КГИОП Вера Дементьева. По ее словам, в Петербурге отсутствуют нормативные акты, расшифровывающие термин «неустранимая аварийность» исторических зданий. Но их подготовка не входит в компетенцию охранного ведомства – этим должен заняться Жилищный комитет.