«Новая» Москва: подробности о жилье и дорогах

"Новая" Москва: подробности о жилье и дорогах

На новых территориях Москвы окажется невиданный и немыслимый простор для развития: каждый новоиспеченный москвич – житель присоединяемых земель – принесет с собой «в приданое» по гектару. Таковы простые арифметические подсчеты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», сделанные после официальной публикации 19 августа 2013 г. на сайте города Москвы уточненной карты и данных о присоединяемых территориях.

Вместо 144 000 га столица должна будет вобрать в себя 160 000 га – это более чем в 2,5 раза больше старой площади столицы. А вот новоиспеченных москвичей окажется меньше, чем ожидалось: около 150 000 вместо 250 000 человек.

Это связано с тем, что в черту Москвы не войдет ряд крупных городских образований (например, Подольск), зато к ней присоединятся малозаселенные территории на границе Калужской области.

Фактически новый административный район, который планируется там создать (см. «Новые границы Москвы появились на официальной карте»), будет самым крупным по площади в Москве, но еще очень долго останется наиболее слабозаселенным, считают аналитики www. irn. ru. Городу потребуется не один год, чтобы разобраться с градостроительными планами, определить бюджетные инвестиции, спроектировать сбалансированные программы строительства.

На вчерашнем (23 августа 2013 г.) заседании правительство Москвы утвердило пятилетнюю программу «Жилище». На нее столичные власти выделили из бюджета 724 млрд руб., внебюджетных средств – еще 805 млрд руб., сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Он отметил, что программа охватывает всю жилищную сферу столицы. То есть сюда, видимо, укладываются расходы на очередников, на молодые семьи, на военных, на переселение из аварийного и ветхого жилого фонда и т. д.

«До конца 2016 г. планируется ввести около 12,7 млн кв. м жилья, из них 3,8 млн за счет бюджета. Таким образом, около 90 000 семей улучшат жилищные условия», – добавил Хуснуллин, передает «Интерфакс-Недвижимость».

Немного арифметики

План в 12,7 млн кв. м жилья на пять лет – это по 2,54 млн кв. м в год. Меньше, чем возводилось в Москве после кризиса не 2008-го, а 1998 г. Даже тогда в столице удавалось удерживать объемы ввода в 3 млн кв. м в год, из них 1 млн кв. м – за счет бюджета, отмечают на www. irn. ru. А до кризиса 2008 г. 3 млн кв. м в год возводилось только за счет бюджета, еще 2 млн «квадратов» давали инвесторы. Теперь же 3,8 млн кв. м за счет бюджета планируется строить целых пять лет – всего по 760 000 кв. м в год.

А вот если смотреть по площадям и семьям, то все укладывается в жилищные нормативы (18 кв. м на человека). Если речь идет о 90 000 семей, которые получат квартиры за счет бюджета, то это примерно по 41 кв. м на семью. На заседании столичного правительства во вторник комплексная пятилетняя программа «Жилище» была утверждена.

Впрочем, заммэра сделал очень существенную оговорку. «Это без учета освоения новых территорий», – заявил он.

Он отметил, что будут разрабатываться дополнительные подпрограммы, касающиеся освоения новых территорий столицы. «На сегодня зарегистрировано около 500 инвестиционных контрактов, согласно которым будет введено около 8-9 млн кв. м жилья. Это те контракты, по которым уже есть и согласованы все документы», – добавил Хуснуллин.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» напоминает, что 11 июля в совместном заявлении руководства Москвы и области сообщалось: на новой территории планируется построить 60 млн кв. м жилья для 2 млн человек. Сроки, правда, тогда обозначены не были.

Впрочем, сейчас главное внимание градоначальников приковано к тому, чтобы не усугублять существующие проблемы в пока еще существующих (а вскоре – исторических) границах столицы.

По итогам заседания градостроительно-земельной комиссии городом принято решение о расторжении более 200 инвестконтрактов, сообщил вчера мэр столицы Сергей Собянин. «Из них значительная часть – в центре города, – сказал он. – Мы приостановили строительство по инвестпроектам объектов объемом 2 млн кв. м торговых, административных и других площадей».

Мэр пояснил, что 1,5 млн кв. м из этого объема – стройки, которые остановлены вовсе. Но мэр потребовал от городского правительства продолжить ревизию всех инвестпроектов, заключенных правительством города в предыдущие годы. «Это большая серьезная работа. Я прошу ее продолжать и впредь», – распорядился Собянин.

Градостроительные проблемы – на первый план

Основные приоритеты правительства Москвы сейчас сместились в область решения транспортных проблем города. А при разработке градостроительных планов для новых колоссальных территорий цена любых ошибок в этом направлении может оказаться такой, что сегодняшние московские пробки покажутся легкими затруднениями на дорогах, как иногда пишет «Яндекс».

Впрочем, предпосылки для правильного развития транспортной инфраструктуры новых территорий Москвы есть. Здесь проходят большое и малое железнодорожные кольца, несколько развитых и реконструируемых вылетных магистралей – Симферопольское иКиевское шоссе, Варшавское и Калужское.

Правительство Москвы не забывает об объявленных приоритетах: столичные власти готовы значительно увеличить программу организации и ввода в эксплуатацию выделенных полос для движения общественного транспорта на основных магистралях, заявил Сергей Собянин.

«В этом году мы планировали [сделать] больше 100 км выделенных полос, – напомнил он. – Возможности у нас есть, и эту программу мы можем расширить в этом году», – отметил градоначальник. Он дал поручение своему заместителю Николаю Лямову на ближайшем совещании по развитию транспортной инфраструктуры города совместно с комплексом городского хозяйства и ГИБДД доложить о возможности создания дополнительных выделенных полос для наземного пассажирского транспорта.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» уже подробно писал о вопросах транспортной интеграции вылетных магистралей Москвы и подмосковных узких шоссе (см. статьи «Транспорт и дороги – главный приоритет Москвы», «Первым делом – транспорт и дороги. А квартиры? А жилье потом»). Дорожная ситуация в Москве и проблема парковок не раз становились темой для размышления экспертов www. irn. ru (см. также «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок»).

Но кроме автомобильных дорог нельзя забывать и о других видах транспорта (см. «Главный редактор IRN. RU: транспорт – основа интеграции «Большой Москвы»).

Власти Москвы намерены реализовать проект частно-государственного партнерства в области пригородных железнодорожных перевозок. Как сообщил Собянин на прошлой неделе, сейчас идет подготовка технико-экономических параметров и документации на проведение в сентябре конкурса для реализации этого проекта.

«Мы обеспечим финансирование, чтобы сделать это направление прибыльным, чтобы получить инвесторов», – сказал мэр. По его словам, если сделать нормальные перехватывающие парковки и транспортные пересадочные узлы, то объемы перевозки пассажиров могут вырасти в два-три раза.

Кроме того, столичный мэр сообщил, что город будет продолжать развитие метрополитена, ряд линий получат для разгрузки параллельные ветки, многие будут продлены в область. Как сообщалось ранее, в связи с расширением границ Москвы до иннограда Сколково будет построена новая линия метрополитена. Кроме того, будет продолжена линия метрополитена от станции «Юго-Западная» на два перегона «Тропарево» и «Румянцево», а линия метрополитена от Южного Бутово – на один-два перегона в районКоммунарки.

Вопросы и проблемы строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) носят комплексный характер, и решать их необходимо только с учетом такого подхода, – на это руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев обратил внимание участников прошедшего недавно совещания по вопросам развития транспортной инфраструктуры столицы. В таких транспортных комплексах пересекаются потоки различных городских и внеуличных видов транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев, метро и пригородных поездов. Поэтому для наибольшей эффективности их использования при проектировании ТПУ должны учитываться и потенциал, и специфика видов транспорта. Наличие ТПУ позволит пассажиру с минимальными потерями времени в максимально комфортных условиях добраться в любую точку города.

Востребованным может быть любой вид транспорта. «Есть потребности обеспечения движения по железной дороге, есть потребность увязки метрополитена, есть потребность увязки наземного транспорта. Рассматривать одно без другого – смысла не имеет», – подчеркнул Андрей Бочкарев.

Оставьте комментарий