Недвижимость: что выбирает Петербург

Недвижимость: что выбирает Петербург

Такие любопытные данные были получены в ходе анкетирования на выставке-семинаре «Жилищный проект» 19 апреля. Исследования, проводимые организаторами «Жилпроекта», всегда дают достоверную и актуальную информацию о главных тенденциях рынка. Итоги опросов показывают, к примеру, в каком состоянии находится спрос на недвижимость, насколько успешно работают те или иные финансовые инструменты, каково отношение профессионалов и их клиентов к ключевым событиям на рынке жилья.

Организаторами выставки-семинара являются Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга и Группа компаний «Бюллетень Недвижимости». В опросе, проведенном в апреле, принимали участие посетители выставки, а также профессионалы рынка — всего около 600 человек.

Где жить хорошо

Прежде всего, у посетителей выставки-семинара и профессионалов рынка спросили, какие районы Санкт-Петербурга они считают наиболее комфортными для проживания. То есть где, по их мнению, лучше всего развита социальная, торговая, транспортная инфраструктура. Как выяснилось, и те, и другие видят ситуацию примерно одинаково. Горожане назвали лучшими Выборгский (22% ответов), Московский (21%) и Приморский (20%) районы. Профессионалы выделили эти же самые районы, правда, приоритеты оказались несколько иными. Так, 35% респондентов «проголосовало» за Московский район, 32% считают оптимальным для проживания Приморский и столько же — Выборгский.

Специалисты рынка отметили: три вышеназванных района, действительно, пользовались наибольшим спросом у покупателей в I квартале 2012 года. Как считают 47% респондентов, лучше всего продавались квартиры в Приморском районе. По мнению 31% профессионалов, самым востребованным был Выборгский района Петербурга, а 18% считают, что пик спроса пришелся на квартиры Московского. Кроме того, по словам специалистов, неплохо шли продажи в Калининском (16% ответов), Фрунзенском и Невском районах (по 14%).

Экология не главное

Наименьшим спросом в I квартале, согласно данным экспертов, пользовались квартиры Курортного, Петродворцового, Колпинского и Кронштадтского районов. Можно было бы предположить, что речь идет о меньшем количестве сделок. Ведь понятно, что объемы рынка, скажем, Кронштадтского и Московского районов несопоставимы. Между тем, составляя рейтинг наиболее комфортных для проживания районов, и профессионалы, и их клиенты опять же поставили на последние места Курортный, Петродворцовый, Колпинский и Кронштадтский. Значит, покупателям сегодня куда важнее хорошее транспортное сообщение и развитая социальная инфраструктура, нежели хорошая экология (в районах, ставших аутсайдерами рейтинга, экологическая ситуация довольно благоприятна).

Чтобы лучше понять значение экологического фактора при выборе жилья, организаторы исследования спросили у горожан, готовы ли те заплатить более высокую цену за жилье, расположенное в экологически чистом месте. Оказалось, что 40% не готовы, а 34% готовы (остальные затруднились с ответом — все-таки при выборе квартиры приходится учитывать много параметров, а не только цену и экологичность). Впрочем, переплачивать за «здоровый образ жизни» люди готовы не так много: на переплату в 5-10% согласны 38% респондентов, еще 25% готовы «пожертвовать» на экологию менее 5% от стоимости жилья.

Любимые дома и нелюбимые супруги

Профессионалы также рассказали, в каких домах люди предпочитали покупать квартиры в I квартале этого года. По мнению 52% респондентов, на пике спроса были современные панельные дома. Чуть меньше (49%) полагают, что повышенным вниманием покупателей пользовалось жилье в кирпично-панельных домах недавних годов постройки. Еще 17% считают, что самый ходовой товар на рынке — «брежневки», 12% специалистов особо выделили хрущевки и здания в старом фонде. Сталинские дома считают лидерами спроса 11% специалистов.

Какая категория покупателей наиболее активна на вторичном рынке недвижимости? Понятно, что у каждого специалиста, участвующего в опросе, своя клиентская аудитория, особенности которой зависят в том числе от специализации агентства. Но портрет среднестатистического потребителя в самых общих чертах составить все-таки удалось. Так, по мнению 44% опрошенных, локомотивом вторичного рынка являются семьи, участвующие в тех или иных государственных жилищных программах. Еще 28% уверены, что рынок развивается за счет людей, покупающих квартиры на собственные свободные средства. Как полагают 24% опрошенных — на «вторичке» тон сегодня задают покупатели из регионов.

В любом случае, основной «действующей единицей» на рынке жилья была и остается семья. Нужно ли составлять брачный контракт перед покупкой недвижимости — такой нелегкий вопрос задали организаторы «Жилпроекта» его посетителям. Оказалось, 41% респондентов считают, что такой контракт необходим, 24% высказались против. Еще 35% уверены: брачные контракты нужны, но россияне к ним еще морально не готовы. Это похоже на правду. По данным подавляющего большинства профессионалов (95%), участвовавших в опросе, менее 10% их клиентов заключают перед совершением сделки брачный контракт.

Ипотечный забег с препятствиями

Насколько значительна роль ипотеки на сегодняшнем рынке? Как считает 45% опрошенных профессионалов, с привлечением ипотеки сегодня заключается от 30% до 60% сделок. Еще 28% опрошенных уверены, что ипотека «участвует» примерно в 10-30% сделок на рынке жилья. Так или иначе, ипотеке еще есть, к чему стремиться. Что же мешает жилищному кредитованию стать по-настоящему массовым финансовым инструментом? Большинство профессионалов (62%) уверены, что поступь ипотеки сдерживают достаточно высокие ставки по кредитам. А 45% участников опроса выделили такой ограничитель, как низкие доходы потенциальных заемщиков.

Хотя ипотека еще явно не достигла в своем развитии пиковых значений, конкуренция среди банков постоянно растет. По каким критериям выбирают кредитную организацию сами граждане? Анкетирование показало, что 37% респондентов доверяют, в первую очередь, банкам с государственным участием. Для 29% главный критерий выбора — более низкие, чем у конкурентов, процентные ставки. Банк, сотрудничающий с компанией-застройщиком, готовы предпочесть 21% горожан. Только 14% опрошенных будут выбирать кредитную компанию по рекомендации родственников и знакомых.

Агент по знакомству

Не менее любопытно, какими критериями граждане руководствуются при выборе агентства недвижимости. Как выяснилось, тут как раз советы знакомых — на первом месте (56% ответов). Причем потенциальные клиенты риэлторов сказали, что им все равно, в каком именно агентстве работает специалист. Немалое число респондентов (38%) предпочитают обратиться сразу в несколько агентств, после чего они оставляют того агента, который им больше понравился. Лишь 7% горожан отталкиваются при выборе от бренда риэлторской компании, а какой именно сотрудник будет с ними работать — не так важно.

Анкетирование позволило также выяснить, насколько важно для клиентов членство агентства недвижимости в профессиональных объединениях. Опрос показал: 75% опрошенных посетителей «Жилпроекта» считают такое членство дополнительной гарантией безопасности. При этом люди совершенно не доверяют тем агентствам, которые вообще не состоят ни в каких объединениях.

У самих профессионалов спросили, какой фактор, по их мнению, больше всего влияет на успех работы агента по недвижимости. Результаты таковы. Большинство (75%) уверены, что главное — профессиональные качества (знание рынка, умение общаться с клиентом). Около 26% полагают — на первом месте стоит активность агента, его способность самостоятельно искать клиентов. Финансовую мотивацию (желание много зарабатывать) ставят во главу угла 13% опрошенных.

Поскольку среди опрошенных профессионалов большинство — риэлторы, данные о том, сколько сделок им удается заключать на основе собственной информации (личного поиска, по рекомендации клиентов), особенно интересны. Оказалось, что у 47% специалистов таких сделок более половины. Еще 24% респондентов совершают 30-50% сделок благодаря личному поиску. В целом это довольно хорошие результаты, говорящие о высоком качестве работы опрошенных риэлторов.

О роскоши и квартирах-студиях

Традиционно часть вопросов анкет касается отношения участников рынка к тем или иным его тенденциям и веяниям. Так, в России давно обсуждается введение налога на роскошь (дорогая недвижимость и автомобили). Как нетрудно предположить, большинство граждан эту инициативу поддержало — «за» проголосовало 47%, «против» — 22%. Остальных вовсе не интересуют «дела богатых».

Много нареканий в последнее время вызывает качество строительства жилья. У посетителей выставки-семинара спросили, с чем они связывают подобное ухудшение. Почти половина респондентов (49%) уверены: все дело в том, что ответственность за недобросовестное строительство сегодня недостаточна. Как полагает 22% опрошенных, виной всему — дефицит профессиональных кадров на рынке. Еще 20% сказали, что качество строительства страдает из-за плохих стройматериалов.

Еще у горожан спросили, что будет, если в Петербурге введут запрет на строительство малогабаритных квартир (до 25 кв. м). Напомним, недавно с такой инициативой выступила глава Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева. Как считает 38% опрошенных горожан, если такое случится, сразу же вырастут цены на малогабаритные хрущевки. Этот сценарий считает наиболее вероятным и большинство специалистов (46%). Еще 17% посетителей выставки-семинара уверены, что спрос вырастет, скорее, на комнаты в коммунальных квартирах. Среди профессионалов этот вариант кажется реальным 24%. Интересную версию предложили 10% горожан и 18% специалистов. По их мнению, застройщики начнут строить апарт-отели (гостиницы квартирного типа).

Очередное анкетирование клиентов рынка, а также его профессиональных участников состоится в рамках выставки-семинара «Жилищный проект», которая пройдет 7 июня в театре «Балтийский дом». Подробности можно узнать по телефону (812) 32-701-32, а также на сайте http://www. gilproekt. ru/.

Оставьте комментарий