Москва все-таки резиновая

Москва все-таки резиновая

«Москвой» теперь называется не только пространство внутри МКАД с несколькими районами-спутниками вроде Солнцево, Жулебино или Косино. Мэр Москвы и губернатор Московской области подписали соглашение, согласно которому столице передается целый сегмент Подмосковья.

Столичными теперь зовутся земли, заключенные между Киевским и Варшавским шоссе на севере и юге соответственно, Московской кольцевой железной дорогой (Московским кольцом) и МКАД – на западе и востоке. Присоединенный сегмент превышает по площади нынешнюю территорию столицы в 1,4 раза. По мнению столичных урбанистов, мы стали свидетелем уникального явления – ничего подобного в истории Москвы не случалось с тех пор, как город вышел за границы Камер-Коллежского вала в 1852 году, когда заставы на валу были окончательно срыты. Кроме того, Москве, по сути, подарили новый Генплан: все то, что обсуждалось при Юрии Лужкове более 15 лет и с большим трудом было актуализировано и принято в прошлом году, отныне просто потеряло свою актуальность.

Невозможное – возможно

Напомним, что Юрий Лужков, предшественник Сергея Собянина на посту градоначальника, более 10 лет пытался вести переговоры с администрацией Московской области об объединении двух субъектов федерации, однако переговоры так и не увенчались успехом. Зато волевое решение Дмитрия Медведева сразу принесло плоды. Сперва Москва и область договорились о строительстве на территории последней административного центра, затем договорились о взаимных уступках (Люберецкие поля аэрации в обмен на ряд «спорных» территорий на западе ближнего Подмосковья). А затем – после рабочего совещания у мэра – площадь столицы вообще выросла почти в 2,5 раза. Точнее, со 107 тыс. до 251 тыс. га.

«Сегодня плотность населения Москвы, исходя из нынешней площади города – одна из самых высоких в мире, — сказал Сергей Собянин после рабочего совещания у президента. – Плотность населения Москвы на единицу территории больше, чем аналогичные показатели Лондона, Парижа, Нью-Йорка почти в два раза. И конечно, территория Москвы исчерпала свой потенциальный ресурс для развития. Поэтому потребовалась принять решение о расширении границ Москвы с учетом и того поручения, которое президент давал, о возможном переходе на другие территории, переселении в Подмосковье федеральных государственных учреждений. Но помимо этого, конечно, необходимо рассматривать вопрос шире: имею в виду решение проблем жилищного строительства, социального, транспортных проблем и так далее. В целом это решение позволит изменить вообще весь вектор и стратегию развития Московского региона, давая устойчивое развитие всего мегаполиса на ближайшие десятилетия».

По словам Собянина, новые территории позволят градопланировщикам и строителям отказаться от прежних канонов и, в первую очередь, от радиально-окружной схемы построения «старой» Москвы. А губернатор Московской области Борис Громов выразил уверенность в том, что данное решение повысит комфортность жизни как в Москве, так и области.

Главное – транспорт?

Решение, безусловно, беспрецедентное, — комментирует событие научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Оно свидетельствует о том, что едва ли не впервые власть прислушалась к мнению профессиональной научной общественности. Мы сегодня обсуждали этот вопрос на совместном заседании заместителей глав обоих администраций с главой Российской академии архитектуры Александром Кудрявцевым и президентом Союза архитекторов Андреем Боковым. Предстоит серьезнейшая работа в плане современной урбанистики. Освоение гигантской территории – такого в современной истории России вообще не было. Меня, как специалиста, волнует транспорт. И я бы хотел дать совет: вот, уже есть участок Большого железнодорожного кольца! Надо сделать его пассажирским в ближайшие пять лет. А прочее дорожное строительство – это задел на обозримое будущее, на среднесрочную перспективу».

Так, Блинкин считает, что уже сегодня надо вплотную браться за коренную реконструкцию Калужского шоссе: оно теперь стало осевой магистралью новой территории, однако ни по полосности, ни по пропускной способности не отвечает поставленной задаче.

Отменить Подмосковье

Наш корреспондент задал эксперту вопрос: насколько вообще рационально решение увеличить площадь Москвы за счет одного сегмента?

«По моему мнению, «прирезать» к Москве надо было бы территории как минимум от аэропорта «Шереметьево» на севере до «Домодедово» на юге, – пояснил Блинкин. – А оставшуюся территорию Московской области присоединить к сопредельным областям – Тульской, Рязянской, Владимирской, Ярославской. То есть просто убрал бы один из субъектов федерации с карты России. Но, видимо, для такого решения пока не хватает не то что возможности – она есть, — но политической воли».

Напомним, что в 1930-е годы существовал урбанистический проект «Большая Москва», согласно которому границы города должны были раздвинуться на 60-80 км вплоть до Большого бетонного кольца. Однако проект не был одобрен.

Аналитики рынка недвижимости пока затрудняются делать прогнозы: все-таки речь идет не об отдельно взятом районе, а о гигантском наделе, который будут застраивать не один десяток лет. Есть предположения, что масштабное строительство современного комфортного жилья по трем достаточно скоростным транспортным направлениям снизит цены на рынке. Но вот насколько – сказать трудно.

Но эксперты едины во мнении, что недвижимость на территории Московской области, прилегающей к новым границам Москвы, резко вырастет в цене.

Оставьте комментарий